«Дойче Банк» открыл «семейный офис» для миллионеров

В ближайшее время в России впервые появится услуга по управлению частным капиталом «семейный офис» от западного игрока. Московская «дочка» одноименного немецкого банка «Дойче Банк» первой среди иностранных банков, работающих в России, объявила о введении услуги по управлению семейными активами для богатейших россиян. Главное отличие «семейного офиса» от предлагаемого «Дойче Банком» ранее private banking в том, что при решении задач управления семейным состоянием он позволяет учитывать интересы сразу нескольких поколений. В частности, банк предлагает размещать, структурировать и оптимизировать имеющиеся активы, решать проблемы с передачей капитала по наследству, финансированием бизнеса. Появление «семейного офиса» в России закономерно: по прогнозам чиновников, в течение трех лет чистый приток частного капитала возрастет до 10-15 млрд. долл. в год. И через несколько лет за рынок управления семейными активами будет сражаться уже несколько российских и иностранных игроков.

В 1998 г. была создана дочерняя компания ООО «Дойче Банк» (100%-ная «дочка» Deutsche Bank AG). В России банк входит в число активных операторов рынка государственных ценных бумаг, проводит операции с векселями крупнейших российских эмитентов. В 2005 г. банк вышел на рынок коллективных инвестиций. В 2004 г. начал, а в 2005 г. завершил приобретение Объединенной финансовой группы. По состоянию на 1 октября 2005 г. активы «Дойче Банка Москва» составляли 32,071 млрд. руб. Капитал – 3,901 млрд. руб. Балансовая прибыль за 9 месяцев 2005 г. – 830 млн. руб.

Ранее «Дойче Банк» в основном занимался корпоративным финансированием. Обслуживание частных лиц было ограничено услугой private banking – управлением частным капиталом очень состоятельных граждан. Пользователем услуг private banking здесь может стать любой клиент, чьи активы превышают 100 тыс. долл. Такую работу банк активно ведет с 2004 г., и, по словам руководителя Private Wealth Management Deutsche Bank в России Клауса Корнера, сейчас пользователями услуг private banking в России является 120 человек. «Мы ожидаем, что к 2007 г. их будет 200-300. В результате объем средств под управлением увеличится до 1 млрд. евро», – заявил он в интервью RBC daily.

Предложение «семейный офис» рассчитано на клиентов с большим доходом. «Для управления первыми 50 млн. состояния хватит секретаря и бухгалтера. Причем с последним можно даже попытаться создать собственный траст. Однако с ростом бизнеса нужно иметь независимых экспертов по всему миру, с чем может справиться только компания с широкой международной сетью», – добавляет г-н Корнер. Например, по его словам, банк может провести оценку приобретаемой за рубежом недвижимости, оптимизировать налогообложение после такого приобретения, подобрать колледж для обучения детей, провести благотворительные акции. Поскольку услуги «семейного офиса» позволяют сфокусироваться на индивидуальном обслуживании, банк готов выполнить любой каприз клиента – от подбора картины Пикассо до составления коллекции элитных вин и бронирования яхты.

В банке избегают оценок того, какое количество российских миллионеров является потенциальными покупателями новой услуги. Однако, по оценкам руководителя Private Wealth Management Deutsche Bank в России, большинство наших соотечественников, имеющих крупное состояние, относятся к первому поколению миллионеров и еще не сталкивались с вопросами наследования, переоформления собственности и т.д. То есть они максимально заинтересованы в услугах «семейного офиса».

По мнению участников рынка, проявление иностранцами интереса к оказанию услуг «семейного офиса» в России закономерно. В прошлом году в РФ впервые был зафиксирован приток частного капитала (по данным ЦБ, он составил 0,3 млрд. долл. против вывезенных в 2004 г. 8 млрд.). Более того, по прогнозам чиновников, в течение трех лет чистый приток частного капитала возрастет до 10-15 млрд. долл. в год. В этих условиях заполучить в качестве клиентов наиболее состоятельных людей стремятся многие банки. В их числе «УРАЛСИБ», «Глобэкс», ЗЕНИТ, а также иностранные кредитные организации. Например, VIP-предложение Ситибанка (московская «дочка» американской Citigroup) рассчитано на тех, чей неснижаемый остаток составляет около 100 тыс. долл.

Однако о создании полноценного «семейного офиса» западного образца на российском рынке первым заявил именно «Дойче Банк». «Российские деньги стали требовать качественного управления и качественного же сервиса именно внутри страны, интерес немцев в частности был подстегнут увеличением числа российских IPO», – говорит Олег Капитонов, глава частного семейного банка K&S Сapital Management. Г-н Капитонов уверен, что вслед за «Дойче Банком» за крупнейшими российскими семейными состояниями сюда придут и другие иностранцы. С ним согласен и аналитик ИК «АТОН» Алексей Языков. По его словам, традиционно услуга «семейного офиса» оказывается международными банками и компаниями. «Однако с увеличением числа миллионеров в Москве немецкий банк, а за ним и другие лидеры рынка сочтут, что пришла пора прийти к клиенту, заговорить с ним на родном языке», – резюмировал он.

Правда, оптимистически настроены далеко не все участники рынка. Председатель совета директоров «Юниаструм Банка» Георгий Писков, чей банк предоставляет своим клиентам услуги private banking с 1994 г., скептически оценивает планы западных коллег. «Чтобы поддерживать качество своих услуг, нужно иметь высококлассные местные кадры, а на формирование такой команды может понадобиться несколько лет», – говорит он. Кроме того, г-н Писков уверен, что, работая из России, западные банки не смогут сохранять имеющийся у них на родине уровень конфиденциальности.

Источник: RBC daily
Марина Божко, 28.03.2006
Мы разрабатываем комплексные решения Ваших вопросов